20 сентября 2012

Российский рынок электронных книг

РБК продолжает следить за Российским рынком электронных книг. 

По его подсчётам росту рынка электронных книг в России, как и во всем мире, способствуют:


  1. Растущее число интернет-пользователей
  2. Увеличение количества мобильных устройств с доступом в интернет
  3. Удешевление траффика (в том числе мобильного)
  4. Увеличение контента, доступного для загрузки
  5. Сокращение тиражей печатных книг
  6. Развитие интернет-торговли



В 2011 г. рынок электронных книг в РФ вырос на 1 127% по отношению к 2008 г. Несмотря на столь высокие темпы роста, только одна из десяти электронных книг скачивается законно. Из-за больших объемов нелегального контента издательства теряют десятки миллионов долларов ежегодно.

Наиболее распространенными устройствами для чтения электронных книг у россиян являются ридеры и планшеты. Пока в конкуренции между ридерами и планшетами выигрывают по потребительским предпочтениям ридеры .

Среди российских издательств, доля электронных книг в структуре ассортимента все еще небольшая. Размер доли зависит от региона. Если в Москве и Санкт-Петербурге в 2011 г. доля электронных книг в ассортименте издательств составляла порядка 20%, то в регионах эта доля не достигает и 5%.

Это говорит о том, что российские издатели пока не слишком заинтересованы в развитии такого направления как электронные книги, по-прежнему отдавая предпочтение традиционному книгоиздательству.

Чтобы выявить потребительские предпочтения россиян на рынке электронных книг, в рамках исследования был проведен online -опрос аудитории сайта РБК. Объем выборки составил 3 697%.




Результаты исследования показали, что совокупная доля читателей электронных книг составила больше половины — 53,1%. Из них — регулярно читают электронные книги 28% респондентов. Четверть участников исследования ответили, что иногда читают электронные книги (24,7%). При этом почти треть респондентов предпочитают читать печатные книги (28,4%).


По характеру своего развития российский книжный рынок близок к рынкам европейских стран. Поэтому наш рынок также консервативен и направлен на поддержку рынка печатных книг. Доминирующее влияние печатных книг сохраняется и среди российских потребителей. Несмотря на это популярность электронных книг растет все больше с каждым годом и составляет все более острую конкуренцию традиционному формату. В основном, тенденция активного проникновения электронного контента в большей степени характерна для центральных регионов нашей страны. Здесь уровень технической оснащенности потребителей (ридерами, планшетами) выше, чем в регионах РФ. Поэтому основные точки роста рынка приходятся на Москву и Санкт-Петербург, где книжный рынок растет за счет замещения печатной книги. В регионах РФ пока особой динамики и активного развития направления электронных книг не наблюдается.

Полученные результаты исследования также выявили, что для большинства россиян пользоваться нелегальным контентом — это норма, и не готовы тратить деньги на покупку легальных электронных книг. В этом плане рынок электронных книг не является исключением и аналогичная ситуация в России наблюдается на всем рынке цифрового контента.

По результатам опроса, 78,9% опрошенных россиян скачивают нелегальные электронные книги. Из них треть ответили, что только ими и пользуются (29,5%). Еще половина скачивает нелегальные электронные книги, но делает это иногда (49,4%).

Таким образом, российский рынок электронных книг находится на невысоком уровне развития. Один из барьеров его развития — превалирующее положение нелегального контента, а также нежелание большинства потребителей пользоваться легальным контентом.

Активное развитие рынка электронных книг не означает полного замещения печатного формата книг. Вероятнее всего, на российском книжном рынке электронные и печатные книги будут развиваться в направлении конвергенции.



Комментариев нет:

Отправить комментарий